Персональный сайт воспитателя МБДОУ «ЦРР - детский сад с. Бакчара» Колотовкиной Ларисы Юрьевны

Проект «Волшебный бутон»


  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с.Бакчара»

 

 

 

 

 

Принят на педагогическом совете

№-__________ от ________________

Заведующий_____ Лаврикова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: среднесрочный

Тип проекта: групповой

Группа: II младшая

Участники: дети,родители, педагоги

Количество участников:21ребёнок, 21 родитель, 2 педагога

Авторпроекта: Колотовкина Лариса Юрьевна

С. Бакчар

 

2018

Проблема:

 

В нашем уголкеприроды много комнатных растений, но за всё время, как дети начали посещатьдетский сад, ни одно из них не цвело. Однажды, поливая растения, дети заметилиу эухариса бутон. На мой вопрос: «Как вы думаете, что это?»,- дети ответитьзатруднились. Большинство детей сказали, что это листок, двое детей сказали,что это будет цветок. Недостаточные знания о цветущих комнатных растениях  не позволили детям правильно ответить навопрос. Проект «Волшебный бутон» позволит детям наглядно увидеть развитиецветка от бутона до созревания семени.

Актуальность

 

Дошкольники посвоей природе пытливые исследователи окружающего мира. Важнейшими чертамидетского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новыхоткрытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений.

Комнатные растения – первые другиесущества, кроме членов семьи, с которыми сталкивается современный ребёнок. Их наличие предоставляет уникальную возможностьобщаться с природой в любое время года.

Комнатные растения – это, прежде всегоприятная сочная зелень, великолепие цветков, необыкновенность узоров налистьях, буйство красок, изысканность форм. Они очищают воздух, украшаютинтерьер и создают отличное настроение. И, наконец, самое очевидное качество –на них просто приятно смотреть. Да, они тихие и безмолвные, да, они саминичего не просят, но они, тем не менее, способны отвечать на заботу. В ответ нато, что их поливают, рыхлят землю в горшках, опрыскивают -  они растут. Появление цветка, плода –это всегда радость.

Привлекая внимание на изменения, которыепроисходят с комнатными растениями, к уходу за ними, дети учатся наблюдать,приучаются к аккуратности, ответственности за порученное дело, формируетсяумение видеть и ценить прекрасное. А несложные опыты и эксперименты помогут ребенку найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», главное, что ондолжен делать всё сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Объектпроектной деятельности:

Комнатные растения

Предметпроектной деятельности:

Развитие цветка из бутона

Цель:

Углубление знаний о строении комнатных растений иуходе за ними.

Задачи:

Образовательные:

· Расширить знания о комнатных растениях и ихзначимости в жизни людей

· Продолжать знакомить со строением комнатныхрастений, особенностью и назначением их частей

· Выяснить экспериментальным путём факторы, влияющиена рост и развитие комнатного растения

· Определить последовательность развития цветка(бутон, цветок, плод, семя) путём наблюдения

· Дать элементарное представление о размножениерастений вегетативным способом (черенкование)

Развивающие:

· Продолжать развивать навыки ухода за комнатнымирастениями (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев)

· Формировать умение наблюдать, сравнивать,фиксировать результаты, делать выводы.

· Развивать детскую активность, самостоятельность,желание поиска новой информации.

· Способствовать развитию мелкой моторики икоординации движений.

· Развивать связную речь, расширять и активизироватьактивный словарь детей новыми словами

Воспитательные:

· Воспитывать любознательность, коммуникативныенавыки, трудолюбие

· Продолжать воспитывать заботливое отношение ккомнатным растениям, желание за ними ухаживать, радоваться их красоте ирезультатам своего труда

· Воспитывать умениеобщаться с природой как с живым организмом.

Гипотеза:

Если это уэухариса бутон, то из него должен появиться цветок, а если это листок, то ондолжен увеличиться в размере.

Ресурсы:

Материально- технические

1.Комнатные растения

2.Компьютер

3. Принтер

4.Фотоаппарат

5.Ломинатор

6.Лейки

7. Палочки для рыхления

8.Опрыскиватель

Кадровые

1.Дети

2. Педагоги.

3.Родители

Информационные

1.Интернет-ресурсы

2.Детские энциклопедии

3. Детская художественная литература

4.Методическаялитература

Нормативно-правовые

1. «Согласие» от родителей на размещение фото и видео материала

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:

I этап (подготовительный)

· Раскрытие проблемы

· Использование для детей «Модели трёх вопросов»: Что мы знаем о бутоне цветка эухариса? Что хотим узнать? Как это можно узнать?

· Постановка цели, определение задач проекта исходя из ответов детей

· Определение последовательности выполнения работы

· Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей (рассказы, стихотворения, загадки, пословицы) о комнатных растениях.

· Разработка серии дидактических, словесных, пальчиковых, сюжетно — ролевых игр, физкультминуток.

· Оформление паспорта комнатных растений

· Создание алгоритма ухода за комнатными растениями, развития цветка от бутона до семени

· Привлечение родителей к сотрудничеству, введение их в тему проекта

· Составление плана-схемы совместной реализации проекта и форм представления результатов проектной деятельности

II этап (основной, реализация проекта)

Познавательно-исследовательская деятельность

1.Наблюдение:

За эухарисом

· Наблюдение за ростом трубчатого  цветоноса с бутоном

· Наблюдение за зонтичным соцветием, состоящим из пяти бутонов, которые распускаются по очереди

· Наблюдение за цветением, особенностью формы цветка

· Наблюдение за созреванием плодов, которые появляются после опыления - мясистыми трехкамерными семенными коробочками  с мелкими удлиненными семенами.

2. Экспериментирование:

· Влияние воздуха, света, воды и тепла на рост и развитие комнатных растений

· Как дышат растения?

· Нужен ли корешкам воздух?

· С водой и без воды

· Что нужно для питания растениям?

· Для чего корешки?

· В погоне за светом

· Может ли из черенка вырасти комнатное растение?

3.Рассматривание:

· Рассматривание и сравнение комнатных растений с различной формой и окраской листьев (эухарис, герань, толстянка,  бегония, папоротник, бальзамин, сингониум, рэо)

· Рассматривание комнатных растений с различной формой стеблей и без них

4. Решение проблемных ситуаций

· Как полить цветы без лейки?

· Катя хочет посадить комнатные растения, но не знает, как это сделать.

Если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус нет, и в частом поливе не нуждается. Почему кактус без воды не вянет?

Коммуникативная деятельность

Беседа:

· Почему растения называют комнатными?

· Зачем людям комнатные растения?

· Как ухаживать за комнатными растениями?

· Какую пользу приносят комнатные растения?

· Что нужно растениям для их роста и развития?

· Как размножаются комнатные растения?

· Какие комнатные растения растут у вас дома?

· Какие инструменты нужны для ухода за растениями?

Ситуативный разговор:

· Почему завяло растение?

· Какой водой нужно поливать растения?

· Зачем нужно протирать листья?

· Зачем мы рыхлим землю в горшках?

· Может ли комнатное растение приносить вред?

· Бывают ли комнатные растения лечебными?

Составление рассказов совместно с воспитателем

· Мой любимый комнатный цветок

· Как я поливал цветы

· Как мы высаживали черенок герани

 Составление и отгадывание загадок

Игровая деятельность

Дидактические игры:

· Найди такой же

· Что изменилось?

· Угадай растение по описанию

· Где спряталась матрёшка?

· Найди растение по названию

· Чего не стало?

· Опишите, я отгадаю

· Найди, о чём расскажу

· Загадай, мы отгадаем

· Подайте то, что назову

· Парные картинки

· Собери растение из частей

· Назови ласково

· Где сидит бабочка?

· Продолжи предложение

Сюжетные игры:

· Магазин «Цветы»

Пальчиковые игры:

· Цветы

· На окне в горшочках

· Наши алые цветы

· Комнатные растения

Лепестки 

Трудовая деятельность

Поручение:

· Полить комнатные растения

· Порыхлить землю в горшках

· Протереть листья

· Опрыскать растения водой

   Повернуть растение другой стороной к солнцу

Чтение художественной литературы

Чтение и обсуждение:

· Е. Ульева «Откуда взялись комнатные растения?»

· В. Воеводина «Эухарис»

· Е. Серова «Наши цветы».

· Б. Вовк «Чьи цветы лучше?».

· Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

·  Е.Благинина «Бальзамин».

· М. Блинникова «Герань»

· М. Гуськов «Комнатный цветок»

· Е. Ульева «Как защищаются растения?»

Заучивание:

· Н. Нищева «Умница» (Катя леечку взяла…)

Н. Нищева «Герань»

Продуктивная деятельность

Рисование:

· Эухарис

· Раскрашивание «Комнатные цветы»

Аппликация:

· Букет из ладошек

Лепка:

· Красивые цветы (из пластилиновых колбасок)

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

· Клумба

· На цветочной полянке

Физкультминутки:

· Мы посадим все цветы (Е. Макшанцева)

· К солнцу потянулись высоко…

· Зарядка цветов

· На окне цветок колючий…

Раз цветочек, два цветочек…

III этап (заключительный)

· Стенгазета «Знакомьтесь, эухарис!»

· Фотоальбом «Моё любимое комнатное растение»

· Паспорт комнатных растений группы

· Акция «Поделись комнатным растением»

Конечный продукт проекта:

· Газета «Знакомьтесь, эухарис!»

· Составление алгоритма развития цветка эухариса

· Фотоальбом «Моё любимое комнатное растение»

· Паспорт комнатных растений группы

Литература:

 

Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Практическое пособие для педагогов ДОУ, Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 112с.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитанию дошкольников.-М.: ВАКО, 2005.-240с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 192с.  (Ребёнок в мире поиска)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80с.

Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: Картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.

Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96с.

Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. Всё, что ваш ребёнок должен узнать до школы.11-е издание.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. 95с.  (Моя первая книжка)

 

Интернет ресурсы

http://www.garmonya.net/statii/rekomendacii-dlya-roditeleu-po-teme/

http://cvetyiderevja.ru/zelenoe-plate-zemli/page-43.html

https://studfiles.net/preview/3912768/page:4/

http://logoportal.ru/domashnie-zadaniya-po-leksicheskoy-teme-komnatnyie-rasteniya/.html

http://www.stihi.su/2012/11/22/4925

https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/nataliya-nishcheva-umnica

http://uverenniy.ru/zagadki-o-komnatnih-rasteniyah-rasskaju-ya-vam-stihotvorenie-p.html


2 июня 2022 в 16:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.