Персональный сайт воспитателя МБДОУ «ЦРР - детский сад с. Бакчара» Колотовкиной Ларисы Юрьевны

Проект «Божья коровка - чёрная головка» в старшей группе

be33a72037b6ea0b3b03ce5708154754.jpg

Проблема:

Лето - удивительная пора, когда мы радуемся яркому солнышку, дуновению лёгкого ласкового ветерка, ярким цветам, пёстрым бабочкам, весёлому пению птиц, разнообразию насекомых! И как часто мы замечаем, что дети ловят божьих коровок, не боясь этого яркого жучка и нанося ему вред своими неосторожными движениями, не ведая о том, что божья коровка приносит огромную пользу растениям, уничтожая вредную тлю, листоблошек, червецов, щитовок и клещей. А ещё дети уничтожают личинок божьей коровки, так как не знают, что из неё появится всеми любимый жучок. Личинки тоже приносят пользу, уничтожая вредных насекомых. В ходе опроса «Что вы знаете о божьей коровке?» выяснилось, что знания детей о насекомом очень скудные. Проект «Божья коровка - чёрная головка» поможет детям узнать много нового об этом насекомом, воочию увидеть цикл развития божьей коровки, узнать о взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Актуальность:

 

Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе. Дошкольники очень любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления и отличается от аналогичной деятельности подростков и, тем более, учёных. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.

В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с взаимосвязями и взаимозависимостями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а, главное, в будущем правильно строить своё поведение по отношению к природе. Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно - чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни насекомых на примере божьей коровки, их взаимодействии друг с другом и  окружающей средой, дети опытным путём получат неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Объект проектной деятельности:

 Особенности жизнедеятельности божьей коровки

Предмет проектной деятельности:

 

Формирование знаний об этапах развития божьей коровки и взаимодействии их с окружающей средой

Цель:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

 

· Формировать у детей представление о насекомом божья коровка, основных признаках, отличающих насекомых от животных других классов

· Расширять представление о жизни божьих коровок, о том, почему их так называют, какого цвета они бывают. Какую роль в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат

· Показать детям на наглядном примере, что в своём развитии божья коровка  и другие насекомые проходят несколько превращений

· Учить, самостоятельно проводить эксперименты, фиксируя свои результаты в дневнике наблюдений

· Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

· Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым, понимание того, что в природе всё взаимосвязано и взаимозависимо

Гипотеза:

Если дети наглядно увидят появление божьей коровки, узнают, чем она питается и какую пользу приносит, то смогут понять всю важность роли насекомого  в экологической цепи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

I ЭТАП (подготовительный)

· Выбор темы проекта

· Использование «Модели трёх вопросов»: Что мы знаем о божьей коровке? Что хотим узнать? Как узнаем об этом?

· Постановка цели и задач исходя из ответов детей на вопросы

· Определение последовательности выполнения работы

· Подбор оборудования для экспериментов, иллюстраций, детских энциклопедий, художественной литературы, живого материала для исследования, материалов для детского творчества

· Приглашение родителей к сотрудничеству, введение их в тему проекта, постановка задач для совместной работы по проекту

II ЭТАП (основной, реализация проекта)

Познавательно-исследовательская

Формы работы:

Наблюдение:

Определить места обитания божьих коровок, почему они живут именно  там. Понаблюдать за насекомым, как передвигается, как летает, чем питается, какой окраски бывают божьи коровки, сколько точек на спинке, сколько лапок, почему так называют

Рассматривание:

Рассматривание иллюстраций божьих коровок и их цикла развития в энциклопедиях, знакомство с различными видами, проживающими в нашей местности и других регионах и странах,  просмотр познавательных мультфильмов о божьей коровке. Рассматривание через лупу и в микроскоп яичек божьей коровки, тли, которую она поедает

Экспериментирование:

Подготовка к эксперименту и проведение эксперимента по выведению семиточечной божьей коровки их яичек

Решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Формы работы:

Беседа:

Почему жучка называют божья коровка?

Где живут божьи коровки?

Как развивается божья коровка?

Какую пользу приносит божья коровка, её личинка?

О чем говорит яркая окраска божьей коровки?

Составление и отгадывание загадок

 

Игровая
Формы работы:

Игры с правилами, дидактические игры

 «Кто лишний?», «Чей домик?», «Кто где живёт?» Игра -ходилка «Божьи коровки»

Пальчиковые игры:

1. «Божья коровка, улети на небо»

2. «По цветку ползёт букашка»

«Божья коровка (божьей коровки папа идёт…)»



Трудовая
Формы работы

Поручение:

Найти на участке и принести корм (тлей) для личинок божьей коровки

Чтение художественной литературы

 

Чтение и обсуждение:

1. «Сказка про маленькую божью коровку и пропавшие пятнышки»

2. Сказка «Божья коровка» Светлана Рубина

3. «Божья коровка» Дмитрий Брисенко

4. «Сказка про божью коровку и солнце» Франц Наив

5.  «Божья коровка» Андрей Усачёв

Заучивание:

1. Л. Сафонов «Божья коровка»;

2. Л. Терещенко «У божьей коровки…»

 

ПродуктивнаяФормы работы:

Рисование:

1. «Божья коровка ползёт по травинке»

2. «Крошка в горошках» (на пластиковой крышке)

 

Лепка:

« Божья коровка на листочке»

Конструирование:

1. Оригами «Божья коровка - чёрная головка»

2. Конструирование из бросового материала (донышка пластиковой бутылки) «Весёлые божьи коровки»

3. Оригами  «Весёлая семейка»

Создание мини музея

«Божья коровка»



ДвигательнаяФормы работы:

Подвижные игры:

«Божья коровка и тли»

Физкультминутки:

1. «Мы божьи коровки, быстрые и ловкие»

2. Божьи коровки, покажите свои головки

Ритмика:

«Лето»


Музыкально-художественнаяФормы работы:

Пение, слушание:

1. «Божья коровка» (к нам в открытое окошко)

2. «Божья коровка» (эта коровка в поле не гуляет)

«Божья коровка» (если кто-то судьбу свою хочет узнать)


III ЭТАП (заключительный)

· Праздник « День рождения божьей коровки – чёрной головки»

· Составление цикла развития божьей коровки по результатам эксперимента

· Мини-музей «Божья коровка»

 

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

 

Праздник «День рождения божьей  коровки - чёрной головки»

 

Составление цикла развития божьей коровки по результатам эксперимента

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 

Сформированы знания о насекомых, в частности о божьей коровке. Знают отличительные особенности насекомых, каких расцветок бывают божьи коровки, где зимуют, почему их так называют, какую пользу они приносят. Самостоятельно проводят эксперимент, следят за его ходом, записывают результаты в дневнике наблюдений. Понимают, что божьих коровок нельзя сажать в коробку, если брать в руки, то очень осторожно, чтобы не навредить и отпускать на то место, где взяли. Знают, что полезны не только божьи коровки, но и их личинки, которые тоже уничтожают тлей. Осознают, что в природе всё взаимосвязано, и если нарушить эту взаимосвязь, то природа может погибнуть.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Зыкова О.А. Методические рекомендации «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ»,2012.- 104с.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.-56с.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: академия развития, 2003.- 160с.

Интернет ресурсы:

http://www.botanichka.ru/blog/2010/05/20/coccinellidae/

http://macro.pp.ua/stati/3-povadki-nasekomykh-bozhya-korovka

http://природа.рф/insects/bozhya-korovka.php

http://www.fun4child.ru/980-stikhotvorenija-pro-bozhju-korovku.html

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-bozhyu-korovku.html

3 июня 2022 в 11:53

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект «Божья коровка - чёрная головка» в старшей группе

Описание файла:

Файл называется: proekt-bozhja-korovka-chyornaja-golovka_tt91j.docx

Это официальный файл организации «Персональный сайт воспитателя МБДОУ «ЦРР - детский сад с. Бакчара» Колотовкиной Ларисы Юрьевны», в нём содержится Проект «Божья коровка - чёрная головка» в старшей группе.

Размер файла: 0,09 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.